При расследовании несчастных случаев возникает очень много вопросов:
На все эти вопросы вы получили ответы прочитав нашу статью. Также мы рассмотрим особенности расследование несчастных случаев на производстве, происшедших в результате транспортных происшествий и особенности, связанные с установлением степени вины пострадавшего (застрахованного).
Обязанности специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, определяются разработанным в организации на основании «Рекомендаций по организации службы охраны труда в организации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14, Положением о службе охраны труда, утверждаемым работодателем, и должностными инструкциями, разработанными в соответствии с вступившим в силу с 01.07.2013 г. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 559н.
В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. Данные должностные обязанности расширенному толкованию не подлежат.
Специалист по охране труда может быть привлечен к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной) в случаях невыполнения своих должностных обязанностей, если это предусмотрено соответствующими законодательными актами (ст.192 Трудового Кодекса РФ; ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.143,216,217 Уголовного Кодекса РФ).
Что касается расследования несчастных случаев на производстве, то в раз-деле Должностные обязанности ЕКС указано, что в обязанности специалиста по охране труда входит «организация и участие в расследовании несчастных случаев на производстве, проведение анализа причин производственного травматизма, разработка мероприятий по их предотвращению».
Конкретные обязанности специалиста по охране труда определяются председателем комиссии по расследованию несчастного случая.
На практике специалист по охране труда при поступлении информации о происшедшем несчастном случае выполняет следующее:
Дальнейшие действия специалиста по охране труда во многом определя-ются степенью тяжести полученных пострадавшим травм. Приказом Минздравсоцразвития России от 26 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» установлено, что определение степени тяжести повреждения здоровья осуществляется в соответствии с прилагаемой к приказу «Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве». В соответствии со схемой все несчастные случаи, не закончившиеся летальным исходом, по степени тяжести подразделяются на две категории: тяжелые и легкие. Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются как характер полученных повреждений здоровья, так и последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).
Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве. Все другие повреждения, не входящие в вышеуказанный перечень, отно-сятся к легким несчастным случаям на производстве.
При групповых несчастных случаях, т.е. при несчастных случаях, в кото-рых пострадало два и более человек, степень тяжести устанавливается для каждого пострадавшего. При групповом несчастном случае, когда травмы получили два человека и более и среди пострадавших имеются лица, получившие тяжелые или смертельные травмы, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить "Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом)" по форме 1 Приложения №1 Постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве":
К основным документам, которые должны быть в организации и которые необходимо проанализировать в процессе расследования несчастных случаев на производстве, относятся:
Необходимо иметь в виду, что данный перечень не является окончательным. Конкретный перечень необходимых для расследования документов определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Расследования несчастных случаев, происшедших в организациях, территорию которых четко обозначить не представляется возможным (например, происшедших с работниками, работа которых носит передвижной характер (в том числе водители транспортных средств), территорией следует считать рабочее место (маршрут), обусловленный исполнением пострадавшим трудовых обязанностей. Такой территорией следует считать и транспортное средство, принадлежащее работодателю (организации) или используемое на правах аренды работодателем, если иное не оговорено условиями договора о разграничении ответственности за его безопасную эксплуатацию.
Расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие в результате транспортных происшествий при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его полномочного представителя) или по соглашению сторон трудового договора, а также при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве).
Практика рассмотрения в судах несчастных случаев, происшедших при эксплуатации принадлежащего пострадавшему личного транспортного средства, показывает, что только наличие документально оформленных соглашений сторон трудового договора либо письменного распоряжения работодателя (его полномочного представителя) является для судов основанием для квалификации таких случаев как несчастных случаев на производстве.
Если другие работники организации, находившиеся в личном транспорт-ном средстве в качестве пассажира в целях исполнения трудовых обязанно-стей или выполнения задания работодателя (его представителя) получили травмы, то такие несчастные случаи также расследуются, квалифицируются, оформляются и учитываются как несчастные случаи на производстве.
Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) издает приказ об образовании комиссии в составе не менее трех человек.
При этом необходимо учесть, что состав комиссии должен формироваться таким образом, чтобы наиболее быстро, эффективно и объективно установить обстоятельства несчастного случая, определить причины происшедшего, разработать и осуществить профилактические мероприятия, позволяющие исключить возможность повторения аналогичных несчастных случаев, установить лиц, допустивших нарушения, повлекшие за собой данное происшествие, и решить ряд вопросов, связанных с возмещением вреда пострадавшему или лицам, находившимся на его иждивении.
Совокупность перечисленных выше вопросов вызывает необходимость жесткого соблюдения требований ст. 229 Трудового Кодекса РФ при формировании комиссий, расследующих несчастные случаи на производстве.
В состав комиссии, образуемой работодателем (его представителем) дол-жен быть включен специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.
Не исключается возможность включения в состав комиссии и самого пострадавшего, если состояние его здоровья позволяет ему полноценно участвовать в работе комиссии, а также его законного представителя или доверенного лица.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), независимо от количества пострадавших и степени тяжести полученных ими повреждений, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (ГИБДД), органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства. Законодательством установлены сроки проведения расследования несча-стных случаев на производстве (3 календарных дня для расследования легкого несчастного случая и 15 календарных дней для расследования тяжелого, группового и несчастного случая со смертельным исходом).
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. Решение о дополнительном продлении срока расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию (при несчастных случаях, происшедших в результате транспортных происшествий, работодателем).
В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в свя-зи с объективными обстоятельствами председатель комиссии должен своевременно информировать государственную инспекцию труда в субъекте Федерации, а также пострадавшего или его доверенных лиц о причинах продления срока расследования несчастного случая.
После завершения расследования несчастного случая, произошедшего в результате транспортного происшествия, полный экземпляр материалов расследования направляется в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации, которая оценивает качество проведенного расследования и при наличии ошибок или иных недостатков имеет право провести новое расследование силами государственной инспекции труда.
Несчастный случай на производстве является (и должен быть признан) страховым несчастным случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установле-но, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникнове-нию или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая, устанавливает степень вины застрахованного в процентах, но размер страховых выплат страховщиком может быть уменьшен максимально на 25%. При решении данного вопроса членам комиссии, проводящим расследование несчастного случая, и членам профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа необходимо учитывать не только личностные характеристики пострадавшего (возраст, стаж работы, семейное положение и наличие иждивенцев и т.д.), но и является ли допущенная неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью.
Например, нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения в случае наличия прямой причинно-следственной связи между его нетрез-вым состоянием и наступившим повреждением здоровья должно быть признано грубой неосторожностью.
Степень вины застрахованного в процентах не устанавливается в случае смерти пострадавшего.