Отходы производства и потребления для специалиста по охране труда

Отходы производства и потребления для специалиста по охране труда

icon 08.09.2015
icon Экология

Возложение функций эколога на специалиста по охране труда

К сожалению, часто, в целях экономии, средств специалистов по охране труда вынуждают также заниматься вопросами соблюдения природоохранного законодательства. Назначение дополнительных функций может происходить 2 способами:

  • Вас назначают на должность инженера - эколога (по совместительству). При этом, в штатное расписание добавляется новая должность, издается приказ, в котором прописывается размер оплаты выполняемой вами дополнительной работы, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Вас назначают ответственным за охрану окружающей среды и/ или обращение с опасными отходами приказом по организации. При этом, в вашу должностную инструкцию (ДИ специалиста по охране труда) вносятся соответствующие изменения.

И в первом и во втором случае для полноценного исполнения новых обязанностей специалисту по охране труда необходимо будет пройти обучение по двум направлениям: охрана окружающей среды и обращение с опасными отходами.

3 блока природоохранного законодательства

В целом, природоохранное законодательство можно разделить на 3 блока: обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха, охрана водных ресурсов. Начнем с отходов.

Что такое отходы?

1

В зависимости от опасности для окружающей среды отходы подразделяются на 5 классов:

V класс практически неопасные IV класс малоопасные III класс умеренно опасные II класс высоко опасные I класс чрезвычайно опасные
например, отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью например, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) например, отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены например, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом например, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

Вы должны понимать, что даже организация, имеющая небольшой офис, образует отходы.

Основные нормативные акты в области обращения с отходами

Знакомство с документацией в области обращения с отходами необходимо начинать с основных нормативных актов:

  1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7),
  2. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89),
  3. Закона города Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» (далее закон № 68) ССЫЛКА (дополнительно для г. Москвы)

Обязательные для организаций документы и мероприятия в области обращения с отходами (как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей)

  • Отходы производства и потребления подлежат утилизации способами, безопасными для окружающей среды. Это означает, что утилизация должна происходить по договорам со специализированными организациями с обязательным оформлением актов выполненных работ. Специализированные организации должны иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Если конечным пунктом размещения отходов является полигон (например, для твердых коммунальных отходов), необходимо проверять, внесен ли данный полигон в государственный реестр объектов размещения отходов. В противном случае, размещение отходов на нем невозможно.
  • Сведения об образовавшихся отходах обобщаются в журналы движения отходов (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»). В них вносится информация о наименовании отхода, количестве образования за истекший период, накоплении по сравнению с предыдущим периодом, количестве отходов, переданных на захоронение, утилизацию. Отчетными периодами являются квартал и год. Наряду с уже перечисленным, в данные журналы вносится информация об отходах производства и потребления, полученных от сторонних организаций.
  • Согласно ст. 14 ФЗ № 89 на все отходы с I по IV классы опасности должны быть оформлены паспорта опасных отходов. Порядок оформления паспортов регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности». Обращаем ваше внимание, что данный порядок вступил в силу 1 августа 2014 года, поэтому отходы, на которые были оформлены паспорта до обозначенного периода, должны заново пройти процедуру паспортизации.
  • В соответствии со ст. 15 ФЗ № 89 работники, которые задействованы в процессе обращения с отходами I - IV класса, должны иметь соответствующую подготовку: пройти обучение по соответствующей программе и получить свидетельство (сертификат) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
  • В соответствии со ст. 18 ФЗ № 89 юридические лица, за исключением лиц, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия данного документа – 5 лет.

Отчетность в области обращения с отходами

  • После получения документа об утверждении проекта нормативов образования отходов, необходимо ежегодное подтверждение о неизменности производственного процесса в виде технического отчета (приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50). Данный отчет подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор в течение 10 дней с момента наступления очередного года от даты утверждения проекта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, в срок до 15 января года, следующего за отчетным, обязаны подавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке в Росприроднадзор. К отчетной документации прикладываются договора утилизации отходов с актами выполненных работ.
  • Общая для всех статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) представляет собой таблицу данных об образовавшихся отходах в отчетном периоде с указанием наименования и объема отходов, места их размещения или утилизации. Данная форма утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического наблюдения за отходами производства и потребления», и подается в Росприроднадзор до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • Статья 16 ФЗ № 7 устанавливает, что размещение отходов является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плата вносится ежеквартально, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом (20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января). Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204. Внесение платы и утверждение осуществляется на счета территориальных органов Росприроднадзора или Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (если полигон находится на территории г.Москва).
  • Информация об отчислениях на охрану окружающей среды, в том числе платежей за негативное воздействие, при общей сумме более 100 000 рублей в год, подается в виде отчета по форме 4-ОС, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.07.2015 № 344, в территориальные органы Росстата не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
  • Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москва – еще одна отчетность, однако ее ведением, в отличие от предыдущих федеральных отчетов, занимается Правительство Москвы в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москва. Основанием для ведения кадастра является ст. 18 закона № 68. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП данные, подаваемые в кадастр, содержат информацию о наименовании и объеме отходов, местах их размещения или утилизации. К отчетной документации прикладываются договора утилизации отходов с актами выполненных работ, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – до 1 сентября года, следующего за отчетным.

Ответственность в области обращения с отходами

За отсутствие или несвоевременную подачу технического отчета, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, отсутствие обучения или паспортов опасных отходов предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Согласно данной статье, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 10000-30000 руб., на индивидуальных предпринимателей – 30000-50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – 100000-250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За отсутствие или несвоевременную подачу отчетностей по форме 2-ТП (отходы) и 4-ОС по ст. 8.5 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 3000-6000 руб., на юридических лиц – 20000-80000 руб. За невнесение, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду по ст. 8.41 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 3000-6000 руб., на юридических лиц – 50000-100000 руб. За отсутствие или несвоевременную подачу сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления по ч. 1 ст. 4.36 Кодекса города Москва об административных правонарушениях на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 10000 руб., на юридических лиц – 100000 руб. othody