Государственные закупки: обучение персонала

Государственные закупки: обучение персонала

icon 22.05.2019
icon Прочее

Под государственными закупками понимается приобретение товаров, работ или услуг на бюджетные средства для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В качестве заказчиков могут выступать государственные органы, организации, министерства, ведомства, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения и госкомпании.

Для эффективного функционирования госзакупок на законодательном уровне разработана контрактная система, которая регламентирует все процессы в этой области, включая требования к профессионализму работников: чтобы осуществлять деятельность в госзакупках, необходимо иметь дополнительное профессиональное образование и регулярно повышать свою квалификацию.

В нашей статье мы затронем вопросы, касающиеся основных правил госзакупок, и более подробно остановимся на подготовке персонала:

  1. документы, регулирующие госзакупки, и принципы деятельности контрактной системы;
  2. требования к квалификации персонала, работающего в этой области;
  3. программы обучения по госзакупкам, которые предлагает наш центр;
  4. ответственность работодателя за неприменение профстандартов для специалистов по госзакупкам.

Регулирующие документы

Основные правила госзакупок отражены в федеральных законах:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В 44-ФЗ описаны нормы проведения закупок для всех госзаказчиков, включая учреждения социального профиля (госаппарат, полиция, школы, больницы и т. д.), утвержден список электронных площадок для проведения закупок, детально представлены этапы и условия торговых процедур.

223-ФЗ охватывает более широкий круг заказчиков, например, организации с государственным участием, предприятия с регулируемым видом деятельности, субъекты естественных монополий в области транспорта, связи, добычи природных ресурсов (Газпром, ВТБ, РЖД, Росатом и т. д.). Закон предусматривает и более гибкие условия закупок – детали и тонкости процедур регулирует сам заказчик.

Размещение государственного заказа может осуществляться путем проведения торгов в формате конкурса и аукциона (в том числе в электронной форме) или без торгов с закупкой у единственного поставщика. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик.

Главными критериями проведения госзакупок являются равное и справедливое отношения ко всем участникам торгов, открытость и прозрачность, эффективное расходование средств налогоплательщиков и ответственность. Так, например, важным показателем является экономия при заключении контрактов – в 2018 году она составила 338,3 млрд рублей по всей стране. Объем закупок при этом практически достиг цифры в 8,4 трлн рублей.

Законодательство в области закупок постоянно совершенствуется, включая доработку вышеуказанных законов. Поэтому очень важно следить за всеми изменениями, постоянно повышая свою квалификацию.

Требования к квалификации персонала

Все специалисты, работающие в сфере госзакупок, должны иметь дополнительное профессиональное образование и каждые три года проходить курсы повышения квалификации по профилю деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов по госзакупкам должна проводиться в рамках требований существующих профстандартов: "Специалист в сфере закупок" (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н) и "Эксперт в сфере закупок" (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 626н).

Кроме того, нужно учитывать методические рекомендации Министерства экономического развития и Министерства образования по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок.

Обучение необходимо следующим категориям сотрудников:

  1. руководителям и специалистам по проведению корпоративных закупок;
  2. специалистам государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений;
  3. контрактным управляющим, работникам контрактных служб;
  4. пециалистам, принимающим участие в планировании, осуществлении, мониторинге и контроле государственных и муниципальных закупок;
  5. членам закупочных комиссий заказчиков и специалистам тендерных отделов компаний.

gosudarstvennyie-zakupki-obuchenie-personala

Где и как проводится обучение

Обучение можно пройти на базе образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Наш учебный центр предлагает все виды необходимого обучения – как профессиональную переподготовку по управлению государственными, муниципальными и корпоративными закупками, так и повышение квалификации по различным программам в этой области.

Программы разработаны в строгом соответствии с 44-ФЗ, действующими профстандартами и методическими рекомендациями Минэкономразвития и Минобрнауки, о которых упоминалось выше.

Обучение по данным программам проводится в очной форме в оборудованных аудиториях центра «Юнитал-М». Итоговая аттестация и выдача документов осуществляется на основании действия Лицензии Департамента образования г. Москвы серия 77Л01 №0010275 рег. №039407 от 31.05.2018 г.

Слушателям, успешно освоившим программы повышения квалификации, выдается удостоверение установленного образца сроком действия три года. А те, кто прошел курс профессиональной переподготовки, получают диплом с присвоением квалификации, действующий бессрочно.

Ответственность

С 1 июля 2016 г. согласно статьям 195.2 и 195.3 ТК РФ, работодатель обязан применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работника, если они установлены законодательством.

Поскольку Закон № 44-ФЗ содержит именно такие требования, использование профстандарта для специалистов госзакупок обязательно. Работодатель может применять положения стандартов “Специалист в сфере закупок” и «Эксперт в сфере закупок» в должностных инструкциях при формировании контрактной службы.

Неприменение требований профессионального стандарта влечет ответственность, предусмотренную статьей 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа (на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. рублей, на юридическое лицо – от 30 до 50 тыс. рублей).