По данным Национального лифтового союза, в жилом фонде России насчитывается порядка 430 тысяч лифтов, около 110 тысяч из которых уже отработали свой срок службы. Ежегодно десятки человек гибнут и получают травмы из-за аварий в лифтах.

В апреле 2018 года в Саратове лифт подъезда сорвался и пролетел вместе с пассажиром в свободном падении шесть этажей. Житель дома, который находился в лифте, не пострадал. При этом ранее жильцы неоднократно обращались с жалобами на неисправный лифт в соответствующие госструктуры.

В марте в Московской области на заводе в шахту рухнул грузовой лифт – травмы получили пять человек. В июле в Москве мужчина получил травмы после резкой остановки двигавшегося вверх лифта, который резко съехал с 40 до 20 этажа.

Это лишь некоторые примеры. Очень много историй с летальным исходом для пассажиров.

Согласно расследованиям Ростехнадзора, большинство аварий в лифтах, как правило, происходит из-за нарушений, связанных с низким уровнем квалификации персонала эксплуатационных организаций. Проблема касается не только старых лифтов. Большое количество несчастных случаев происходит в новых или недавно построенных домах, что особенно актуально для Москвы.

Решению этого вопроса уделяется серьезное внимание на государственном уровне.

В нашей статье мы затронем следующие темы:

  1. основные изменения, которые произошли в законодательстве в области эксплуатации подъемной техники;
  2. требования, которые теперь будут предъявляться к работникам по обслуживанию лифтов;
  3. как происходит регистрация лифтов;
  4. правила безопасного использования техники;
  5. обязанности владельцев оборудования;
  6. возможности обучения в соответствии с профстандартами, которые предлагает наша компания.

Квалификация и профстандарт

Работники, которые заняты в обслуживании лифтов и других подъемных механизмов, теперь должны будут сдавать квалификационные экзамены на соответствие профессиональным стандартам.

Экзамены планируется проводить на регулярной основе в центрах оценки квалификации и экзаменационных площадках Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли в сфере вертикального транспорта. В России работает 45 таких центров и 91 экзаменационная площадка.

Об этом в конце октября прошлого года сообщила вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство включило требование в законопроект по снижению травматизма при эксплуатации лифтов.

К компетентности специалистов, эксплуатирующих лифты, предъявляются высокие требования, ведь от их работы зависит безопасность жизни и здоровья миллионов людей по всей стране.

Для большинства профессий этой области профстандарты существуют уже на протяжении многих лет. Однако для специалистов по организации таких важных работ, как монтаж подъемного оборудования, стандарт был разработан совсем недавно и вступил в силу в апреле прошлого года (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.03.2018 г. № 165н).

Правила эксплуатации лифтов

Еще одной из важнейших инициатив по ужесточению законодательства в сфере обслуживания лифтов стало введение новых правил их эксплуатации. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 24 июня 2017 г. №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». В декабре прошлого года документ уже успел претерпеть ряд изменений.

Правила ввели гораздо больше обязанностей для обслуживающих организаций по безопасному использованию и содержанию лифтов, порядку их учета, проведению работ по их монтажу, демонтажу, обслуживанию, ремонту. Рассмотрим основные из них.

Уведомление Ростехнадзора

Каждый лифт в жилом доме или любом другом используемом помещении должен быть поставлен на учет в Ростехнадзоре. Уведомление о вводе лифта в эксплуатацию направляет владелец оборудования. В документе указываются реквизиты декларации соответствия лифта всем нормам технических регламентов и страхового полиса по договору страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Также прилагается копия договора со специальной организацией о монтаже лифта. Если уведомление было составлено с ошибками, через пять дней после его получения Ростехнадзор сообщит об этом. Нужно будет исправить недочеты и еще раз подать документы.

В течение десяти дней с момента получения уведомления инспектор надзорной службы должен будет осмотреть оборудование – каждую деталь в присутствии владельца лифта или его представителя – и составить акт. Если все в порядке, в срок до пяти дней инспектор подготовит решение о вводе лифта в эксплуатацию и вручит экземпляр акта владельцу. Еще через пять дней лифт будет внесен в реестр Ростехназдзора с присвоением номера, который владелец должен добавить в паспорт лифта.

Если у лифта меняется владелец, то у нового владельца есть всего десять дней с момента перехода права собственности, чтобы собрать все документы и направить в контролирующие органы обращение с уведомлением о смене собственника.

Организация обслуживания лифта

Поскольку лифты относятся к объектам повышенной опасности, то и к владельцам оборудования правилами предъявляются высокие требования в отношении его обслуживания. В частности, владелец должен обеспечивать:

  1. контроль правильности заполнения всех документов, соответствия всех технических характеристик заявленным, в том числе при ремонте или модернизации оборудования;
  2. регулярный осмотр лифта и поддержание его в надлежащем виде;
  3. отслеживание сроков окончания работы механизма и организацию его полного обследования с целью узнать, годен ли он для дальнейшего использования или нужна замена некоторых элементов/всего оборудования;
  4. двустороннюю связь между пассажирами и диспетчером, который может вызвать службу поддержки в случае необходимости, а также установку наклеек/табличек с инструкцией о вызове помощи;
  5. информационное оснащение лифта согласно правилам (указать информацию о номерах лифта – учетный и заводской, дату ввода в эксплуатацию и срок службы);
  6. порядок в лифте;
  7. свободный доступ к помещениям, использование которых является критичным для эксплуатации лифта, ответственным сотрудникам (при этом возможности доступа для третьих лиц быть не должно).
Кто должен обслуживать лифты

Для обеспечения безопасности оборудования техническое обслуживание, ремонт и осмотр лифта проводятся на регулярной основе согласно руководству по эксплуатации изготовителя. Как правило, к таким работам владельцы лифтов привлекают персонал специализированных компаний. Это могут быть только специалисты, имеющие профильное образование и подтвержденную квалификацию в соответствии с профстандартами.

Прекращение работы лифта

Если произошла поломка, обслуживающая компания должна выполнить все аварийные работы в течение одних суток после остановки работы лифта.

Если лифт прекращает работу более чем на одни сутки из-за аварии, то составляется акт, регулирующий остановку использования. На всех площадках необходимо разместить таблички с информацией о том, что лифт не работает.

Если лифт остановлен на срок более 15 суток, компания берет на себя ответственность за восстановление работы, а владелец сообщает об остановке оборудования в Ростехнадзор.

Обучение в «Юнитал-М»

В нашем учебном центре представлено несколько программ обучения для работников, осуществляющих эксплуатацию, ремонт, техническое и операторское обслуживание лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров и подъемных платформ. Можно пройти как подготовку по профессиям, необходимую для получения допуска к определенному виду работ с подъемными механизмами, так и курсовое обучение в этой сфере. Обучение проводится в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и существующей законодательно-правовой базой.

Слушателям, успешно окончившим обучение, выдается удостоверение установленного образца и/или свидетельство о профессии рабочего, должности служащего – в зависимости от пройденной программы. Все также получают выписку из протокола.

comments powered by HyperComments