Обучение по охране окружающей среды и экологической безопасности

icon 09.11.2015
icon Экология

В 2015г. экологическое законодательство претерпело значительные изменения. Поменялись положения ряда нормативно-правовых актов: статьи законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», а в октябре 2015г. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». Соответствующие изменения вступают в законную силу поэтапно: с 1 января 2015, 2016, 2018, 2019 и 2020 гг.

Так, с 1 января 2016г. осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности без лицензии не допускается. До указанного срока все юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение лицензии (а также внесение изменений в действующую лицензию по установленным причинам) обязаны подать документы в Росприроднадзор, выполнив требования экологического законодательства. При этом, если лицензия была получена до 01.07.2015г. ее действие сохранится до 01.01.2019г.

Одним из требований к соискателю лицензии является наличие у лицензиата профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствие которой признается одним из грубейших нарушений при проведении лицензионного контроля у компаний, уже имеющих лицензию.

Подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности можно пройти в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Обучение проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» которым утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Минобрнауки России.

Следует отметить, что дополнительных требований к организациям, осуществляющим подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности, в том числе ведения Минприроды России реестра организаций, осуществляющих подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, законодательством в области обращения с отходами и в сфере образовательной деятельности не предусмотрено.

Наряду с профессиональным обучением обращению с отходами существуют и другие курсы в области охраны окружающей среды (ООС) и экологической безопасности (ЭБ), прохождение которых так же обусловлено требованиями законодательства. Рассмотрим подробнее…

Виды обучения по ООС и ЭБ:

  1. Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.
  2. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
  3. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
  4. Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб.

Принципиальные отличия различных видов обучения по охране окружающей среды и экологической безопасности

Обучение Контингент обучающихся лиц Документ, подтверждающий прохождение обучения Основание проведение обучения
Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности   Руководитель и работники организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами Свидетельство (сертификат) ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления   Руководители и специалисты организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  
Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности   Руководители и специалисты, ответственные за деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности и допущенные к данной деятельности Удостоверение о повышении квалификации ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"
Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб   Руководители и специалисты экологических служб организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  

Итак, при изучении таблицы становится ясно, что профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами имеет принципиальные отличия от других представленных видов обучения, и главное из них - это документ, подтверждающий факт проведения подготовки, а именно, свидетельство (сертификат), а не удостоверение о повышении квалификации как у других. Объясняется данное различие, во-первых, положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», где четко сформулировано каким документом должна быть подтверждена профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Во – вторых, согласно Разъяснениям об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014г, № АК-1261/06) профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (примечание, не путать с «подготовкой»), а следовательно факт проведения данного обучения и не может подтверждаться ни удостоверением о повышении квалификации, ни дипломом.

Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ, допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, т. е. лица, имеющие квалификацию или, находящиеся в процессе ее получения, а допуск к освоению профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности ограничивается законодательно закрепленными требованиями безопасности по допуску работы с опасными отходами, среди которых нет требований к уровню образования лица планирующего обучиться по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, освоение которой и является допуском к данным работам.

Как выглядит документ, удостоверяющий факт проведения обучения

Форма и вид документа, подтверждающего факт проведения обучения образовательная организация определяет и утверждает на локальном уровне. Любой вид свидетельства (сертификата), удостоверения о повышении квалификации, заверенный подписью руководителя и печатью обучающей организации является легитимным.

В каком виде и в какие сроки проводятся обучения по ООС и ЭБ

Допускаются разные варианты освоения программ по ООС и ЭБ: очные – практические занятия, лекции, семинары, круглые столы, в том числе дистанционные формы (вебинары, онлайн трансляции, видеолекции) и заочные.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации от 16 до 250 часов, профессиональной переподготовки – свыше 250 часов) определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Срок проведения профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности регламентирован, т.к. определяется примерной программой утверждённой законодательством, и составляет 112 часов.

Содержание основных программ по ООС и ЭБ

Основные обязательные вопросы, освещаемые при проведении профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности:

  1. Основы законодательства в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в РФ.
  2. Обращение с опасными отходами.
  3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
  4. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами.
  5. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами.
  6. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с опасными отходами.
  7. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
  8. Контроль за деятельностью в области обращения с опасными отходами.
  9. Организация управления потоками отходов на уровне субъекта РФ, муниципального образования, промышленного предприятия.
  10. Организация обращения с ТБО.
  11. Транспортирование, использование, обезвреживание опасных отходов.
  12. Проектирование и эксплуатация объектов размещения отходов.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»:

  1. Российское законодательство в области экологической безопасности и ООС.
  2. Система государственного управления в области ООС. Государственный экологический контроль (надзор).
  3. Природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  4. Система документации по вопросам ООС.
  5. Организация и проведение производственного экологического контроля на предприятии.
  6. Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Порядок использование водных ресурсов.
  9. Безопасное обращение с отходами на предприятии.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб»:

  1. Экологическое законодательство РФ.
  2. Государственный экологический контроль.
  3. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности.
  4. Экологическая сертификация и стандартизация.
  5. Планирование мероприятий по ООС.
  6. Нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых воздействий на ОС.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Безопасное обращение с отходами.
  9. Экономические методы регулирования в области ООС.
  10. Плата за негативное воздействие на ОС.
  11. Экологический ущерб и порядок возмещения ущерба.

Ответственность за отсутствие обучения

Отсутствие обучения по ООС и ЭБ во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.2. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц - до тридцати тысяч рублей;
  3. на индивидуальных предпринимателей до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. на юридических лиц - до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие обучения по ООС во исполнение требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.1. КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц - до пяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц - до ста тысяч рублей.

Ответственность за невыполнение лицензионных требований на осуществление деятельности в области обращения с отходами

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  2. на должностных лиц - до пяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  3. на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц - до четырех тысяч рублей;
  3. на юридических лиц - до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.