Разбор документов в области экологии мы начали в нашей статье Отходы производства и потребления для специалиста по охране труда. Продолжим рассматривать второй блок природоохранного законодательства – охрану атмосферного воздуха. В нем основными нормативными актами являются Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7) и Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96).

Основные термины

Важно владеть основными терминами этого раздела, чтобы в полной мере понимать смысл законодательных норм.

Итак, атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Что здесь важно: Закон № 96 рассматривает воздействие только на воздух, находящийся за пределами помещений. Воздействие внутри – это воздействие на климат помещения, а значит, на среду, в которой находится человек, и непосредственно на человека. А этот уже подпадает под действие Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Например, вентиляционная труба в подземном гараже, вытяжные трубы покрасочных камер и пр.

Стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Передвижной источник – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Основные документы

В соответствии со ст. 22 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух. Результаты инвентаризации обобщаются в проект предельно допустимых выбросов (далее – Проект ПДВ). Он содержит информацию об источниках, составе и мощности выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, согласование Проекта ПДВ проходит несколько стадий, и по окончании Росприроднадзором (в случае если организация подлежит федеральному контролю) или Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (контроль субъекта Российской Федерации – Правительства Москвы) выдается разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия данного разрешения – 5 лет.

В случае если юридические лица или индивидуальные предприниматели не могут соблюсти предельно допустимые выбросы, для них устанавливаются временно согласованные выбросы на период достижения нормативов. При этом госорганами устанавливаются сроки поэтапного достижения, а владельцами источников разрабатывается и осуществляется план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Контроль за источниками

Согласно ст. 25 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить производственный контроль за источниками выбросов. План-график контроля за источниками выбросов предусматривает периодичность замеров: 1 раз в 5 лет, в 1 год, 1 квартал и т. д. Согласно ему определяется, какие источники и вещества подлежат контролю, периодичность их контроля. Замеры могут производиться собственной либо сторонней лабораторией, в любом случае она должна иметь соответствующую аккредитацию. Результаты контроля оформляются в виде протоколов исследования промышленных выбросов и в дальнейшем в виде отчета.

При возникновении неблагоприятных метеорологических условий (условия, которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, обязаны провести мероприятия по уменьшению выбросов (ст. 19 Закона № 96). НМУ бывают 1, 2, 3 степени. Непосредственные мероприятия согласовываются при разработке проекта ПДВ. В зависимости от степени НМУ могут быть назначены работы от соблюдения технологического режима до полной остановки установки/процесса. Данные о возникновении НМУ и выполнении определенных мероприятий заносятся в журнал для записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях.

В соответствии со ст. 30 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Для этого используют журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха.

В журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик по форме ПОД-1 заноситься вся информация по физическим параметрам источников/группы источников, данные о выбрасываемых веществах. В журнал учета выполнения мероприятий по охране воздуха по форме ПОД-2 вносится информация о затратах на мероприятия по охране атмосферного воздуха. Данный журнал заполняется в случае утверждения для предприятия мероприятий по сокращению выбросов. Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок по форме ПОД-3 содержит информацию о количестве отработанных часов и времени простоя оборудования.

Все журналы используются для составления отчета по форме 2-ТП (воздух).

Отчетность

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.07.2015 № 344 утверждена статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух). Отчетность представляет собой таблицу данных о выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществах. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны ее подавать в случае, если объем разрешенного выброса более 10 тонн в год или с объемом от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности (например, бенз/а/пирен (1 класс), сероводород (2 класс), формальдегид (2 класс)). Отчетность подается в Росстат до 22 января года, следующего за отчетным.

Прочие документы

При наличии газоочистного оборудования (циклоны, фильтры и т. д.) в соответствии со ст. 30 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газов. Данные правила утверждены 28.11.1983 Минхиммашем СССР. Согласно им на любую газоочистную установку необходимо оформить паспорт установки очистки газа. В паспорте содержатся схема установки, эксплуатационные показатели, информация о техническом состоянии и обследованиях установки, произведенном ремонте, отметка о регистрации в уполномоченных органах (сейчас – Ростехнадзор).

Если на балансе есть транспортные средства (грузовые, легковые автомобили, погрузчики и пр.), они подлежат регулярной проверке на соответствие выбросов техническим нормативам выбросов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 № 83 такой проверкой занимается Министерство внутренних дел Российской Федерации при проведении государственного технического контроля. Также необходимо вести журналы учета ежедневного расхода горючего, пройденного километража. Записи делаются по каждой единице автотранспорта отдельно. В качестве образца можно использовать форму 16.05.2005, рекомендованную Минсельхозом РФ.

Статьей 16 Закона № 7 и ст. 28 Закона № 96 устанавливается, что выброс загрязняющих веществ стационарными источниками является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плата вносится ежеквартально, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом. Расчет платы производится согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204, согласно которому расчет может производиться по фактическим замерам или по утвержденным нормативам. Внесение платы и утверждение осуществляется на счета Росприроднадзора (если источники находятся на территории Московской области) или Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (если на территории Москвы).

  1. В целях охраны атмосферного воздуха на предприятии должен(ны) быть назначен(ны) лицо(а), ответственный(е) за:
    1. эксплуатацию и обслуживание газоочистных установок;
    2. проведение мероприятий по переходу на заданные режимы производства, цехов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
    3. организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

ohrana okrujauchei sredy


comments powered by HyperComments