ПТЭЭП от 12 августа 2022 г. № 811

ПТЭЭП от 12 августа 2022 г. № 811

icon 29.11.2022
icon Прочее

Рекомендуемые программы по обучению электробезопасности:


- Электробезопасность 2 группа до 1000 В
- Электробезопасность 3 группа до 1000 В
- Электробезопасность 4 группа до 1000 В
- Электробезопасность 3 группа допуска до и выше 1000 В
- Электробезопасность 5 группа допуска до и выше 1000 В
- Электробезопасность 4 группа до 1000 В с правом инспектирования
- Электробезопасность 4 группа допуска с правом измерений и испытаний выше 1000 В
- Повышение квалификации электротехнического персонала по электробезопасности

ПТЭЭП
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ БЕСПЛАТНО
ЗАКАЗАТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ

Приказ Минэнерго № 811 от 12.08.2022 года вступает в силу с 07.01.2023

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденные приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 г. № 811 (далее – ПТЭЭП-2023) и вступающие в силу с 7 января 2023 г., устанавливают ряд требований к организации технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, значительно отличающихся от требований, представленных в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (далее – ПТЭЭП-2003) и действовавших ранее.

В связи с этим следует обратить особое внимание на изменения, внесенные в ПТЭЭП-2023, а также рассмотреть все нововведения, представленные в новом документе, в сравнении с требованиями, предложенными ПТЭЭП-2003.

I. Область распространения.

ПТЭЭП-2023 устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей – физических лиц, указанных в пункте 3 ПТЭЭП-2023 (далее – потребитель).

В ПТЭЭП-2023, в отличие от ПТЭЭП-2003, нормативно закреплено, что указанные требования не распространяются на потребителей – физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1 000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд.

Следует отметить, что, если указанные физические лица будут использовать электроустановки напряжением ниже 1 000 В в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то они будут считаться потребителями электроэнергии, следовательно требования ПТЭЭП-2023 будут на них распространяться на общих основаниях.

Следует также обратить внимание на то, что в ПТЭЭП-2023, в отличие от ПТЭЭП-2003, не представлен ряд требований к потребителям электроэнергии, представленных в других нормативно-правовых документах. ПТЭЭП-2023 содержит ссылки на нормативные правовые акты, содержащие те или иные требования к потребителям, но конкретные требования не фиксируются и не закрепляются. Таким образом, в новых ПТЭЭП-2023 исключается дублирование информации, нормативно закрепленной в иных нормативных актах.

II. Сертификация и декларирование соответствия.

В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 были утверждены Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (далее – Перечень), в ПТЭЭП-2023 отсутствует требование к потребителям электроэнергии об обязательном наличии сертификата соответствия, в отличие от ПТЭЭП-2003, которые данное обязательное требование устанавливали.

Согласно положениям ПТЭЭП-2023 на электрооборудование или бытовые электроприборы может быть получена декларация соответствия, однако если используемые электрооборудование или бытовые электроприборы не входят в Перечень, подтверждение соответствия не требуется.

III. Назначение ответственного за электрохозяйство.

1. Для потребителей – юридических лиц.

Согласно части 2 пункта 8 ПТЭЭП-2023 для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее – ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 ПТЭЭП-2023.

Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе.

Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.

Следует отметить, что, согласно части 5 пункта 8 ПТЭЭП-2023, в случае если электроустановка потребителя – юридического лица включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1 000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя – юридического лица.

2. Для потребителя – индивидуального предпринимателя.

Согласно части 3 пункта 8 ПТЭЭП-2023 в случае если потребитель, осуществляющий эксплуатацию электроустановки, является индивидуальным предпринимателем, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается непосредственно на такого индивидуального предпринимателя.

3. Для потребителя – физического лица.

Согласно части 4 пункта 8 ПТЭЭП-2023 для потребителей – физических лиц, осуществляющих эксплуатацию электроустановок напряжением выше 1 000 В, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается на такое физическое лицо.

Таким образом, в соответствии с новыми ПТЭЭП-2023 можно выделить следующие существенные изменения в порядке назначения ответственных за электрохозяйство и осуществления их деятельности:

1. Потребители – индивидуальные предприниматели могут не назначать ответственного за электрохозяйство.

2. Потребители – юридические лица обязаны назначить ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа административно-технического персонала.

Это требование, в сравнении с ПТЭЭП-2003, является относительно новым, так как ранее отмечалось, что указанные лица должны принадлежать к числу руководителей и специалистов, которые могли быть взяты из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала.

3. Приказом руководителя организации должны быть определены случаи, когда осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство.

4. Новыми ПТЭЭП-2023 не регламентирована обязанность оформлять заявление-обязательство в «местном органе госэнергонадзора» в том случае, если в организации эксплуатируются электроустановки напряжением не выше 0,4 кВ.

5. Одно из самых важных требований, предъявляемых к потребителям электроэнергии, которого ранее не было, заключается в том, что потребитель должен ежегодно до 1 января предоставлять информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.

IV. Полномочия ответственного за электрохозяйство.

Помимо полномочий ответственного за электрохозяйство, указанных в ПТЭЭП-2003, согласно подпункту «и» пункта 9 новых ПТЭЭП-2023 на ответственного за электрохозяйство должны быть также возложены полномочия по обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей.

V. Определение состава работников потребителя.

Согласно пункту 12 ПТЭЭП-2023 потребителем должны быть определены работники:

-имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;

-имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;

-имеющие право единоличного осмотра электроустановок;

-имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 903н;

-допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);

-имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).

Списки указанных работников должны быть в наличии у ответственного за электрохозяйство, а также на рабочих местах персонала в соответствии с пунктами 29 и 36 ПТЭЭП-2023.

Следует отметить, что одно из важных нововведений, представленных в пункте 13 ПТЭЭП-2023, заключается в том, что потребитель должен ежегодно до 1 января предоставлять списки работников, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 12 ПТЭЭП-2023, а также информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) в обслуживающую его сетевую (энергоснабжающую) организацию и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.

VI. Графики аварийного ограничения.

Согласно пункту 19 ПТЭЭП-2023 в случае, если энергопринимающие установки потребителя включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее – графики аварийного ограничения), потребителем должна быть обеспечена готовность к введению таких графиков и своевременное выполнение мероприятий по вводу графиков аварийного ограничения в действие в соответствии с Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 г. № 290.

Потребители должны участвовать в проводимых сетевой организацией специализированных противоаварийных тренировках по отработке действий оперативного персонала при вводе графиков аварийного ограничения в соответствии с пунктами 18, 24 и главами V – VII Правил проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 26 января 2021 г. № 27.

Таким образом, в новых ПТЭЭП-2023 впервые вводится термин «графики аварийного ограничения режима потребления», устанавливается порядок действий потребителей электроэнергии по обеспечению готовности к введению такой меры.

Кроме того, в связи с введением понятия «график аварийного ограничения режима потребления» нововведением также является проведение противоаварийных тренировок при вводе графиков аварийного ограничения. Такие тренировки проводятся электросетевыми организациями согласно требованиям Правил проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 26 января 2021 г. № 27. Следует особо отметить, что потребители электроэнергии не имеют права отказаться от участия в тренировке.

VII. Проведение замеров.

Согласно пункту 21 ПТЭЭП-2023 при получении от сетевой организации требования о проведении контрольных, внеочередных или иных замеров в соответствии с пунктом 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, потребитель должен обеспечить проведение этих замеров на принадлежащих ему объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.

Таким образом, согласно требованиям ПТЭЭП-2023 потребитель должен обеспечить проведение замеров при получении требования от сетевой организации. Это означает, что потребителю необходимо обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных лиц сетевой организации к соответствующим объектам электросетевого хозяйства (энергопринимающим устройствам) и возможность временной (на период проведения замера) установки на них средств измерений, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, и (или) провести соответствующие измерения самостоятельно.

В ПТЭЭП-2003 данное требование установлено не было.

VIII. Техническое обслуживание и ремонт.

Проведение технического обслуживания и ремонтов оборудования и устройств электроустановок осуществляется в соответствии с Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. № 1013 (далее – Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики).

Согласно части 5 пункта 23 ПТЭЭП-2023 на все виды ремонтов основного оборудования электроустановок, на которое не распространяется действие Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, должны быть составлены и утверждены уполномоченным должностным лицом потребителя (его филиала) годовые планы (графики) ремонта.

Таким образом, согласно положениям ПТЭЭП-2023 потребители должны исполнять требования Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики. Следует отметить, что указанные Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики распространяется на оборудование, здания и сооружения объектов по производству электрической энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленной мощностью 5 МВт и более и объектов электросетевого хозяйства.

IX. Техническое освидетельствование.

Согласно пункту 25 ПТЭЭП-2023 потребитель должен организовать и проводить техническое освидетельствование электроустановок и входящего в их состав оборудования в соответствии с Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 14 мая 2019 г. № 465 (далее – Правила проведения технического освидетельствования).

Таким образом, новые ПТЭЭП-2023 ужесточают требования к техническому освидетельствованию электроустановок. В ПТЭЭП-2003 указанное требование также было установлено, однако такое освидетельствование было обязательным только по истечению срока службы электрооборудования.

Так, на основании требований, установленных Правилами проведения технического освидетельствования, потребитель обязан:

-сформировать перечень объектов технического освидетельствования с возможностью его расширения для каждого объекта электроэнергетики, а также периодичность проведения их технического освидетельствования;

-сформировать и утвердить годовые и перспективные графики технического освидетельствования на срок не менее пяти лет;

-образовать комиссию по проведению технического освидетельствования;

-определить критерии привлечения к работе комиссии представителей специализированных организаций и организаций—изготовителей оборудования;

-определить сроки проведения первичного технического освидетельствования объектов технического освидетельствования при отсутствии в документации организации-изготовителя оборудования или проектной документации установленного срока службы (срока эксплуатации);

-утвердить формы документов, подтверждающих проведение мероприятий, проводимых в рамках технического освидетельствования, и итоговых документов, формируемых по результатам работы комиссии;

-разработать мероприятия, направленные на обеспечение продления срока эксплуатации объекта технического освидетельствования по результатам проведенного технического освидетельствования.

Результаты технического освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования, в котором должно указываться решение комиссии о возможности дальнейшей эксплуатации объекта технического освидетельствования, необходимости проведения соответствующих технических мероприятий, а также сроке проведения следующего технического освидетельствования.

Рекомендуемый образец акта технического освидетельствования приведен в приложении № 3 к Правилам проведения технического освидетельствования. Акт технического освидетельствования подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

К акту технического освидетельствования прилагается отчетный документ о проведении мероприятий по техническому освидетельствованию и план технических мероприятий по обеспечению дальнейшей безопасной эксплуатации объекта технического освидетельствования.

Результаты технического освидетельствования должны быть внесены в технический паспорт объекта (при его наличии) технического освидетельствования и храниться до момента его вывода из эксплуатации с целью ликвидации.

Таким образом, в связи с тем, что, согласно новым ПТЭЭП-2023, проведение технического освидетельствования должно подчиняться требованиям Правил проведения технического освидетельствования, потребителю недостаточно составить акт и отразить работу комиссии в паспорте, необходимо, помимо акта технического освидетельствования, составить отчет и план технических мероприятий. Кроме того, обязательной осталась процедура внесения сведения о техническом освидетельствовании в техпаспорт.

Особо следует обратить внимание на то, что регламентирован срок хранения результата технического освидетельствования – до вывода объекта из эксплуатации с целью ликвидации.

X. Ввод оборудования в эксплуатацию.

Согласно пункту 26 ПТЭЭП-2023 при вводе в работу (первичном включении в сеть) нового основного оборудования и ЛЭП (на вводимых в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных (модернизированных, технически перевооружаемых электроустановках), а также нового оборудования на действующих электроустановках, в том числе после его замены, потребителем должны быть выполнены следующие мероприятия:

1) приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок;

2) комплексное опробование ЛЭП и основного оборудования;

3) иные мероприятия по вводу ЛЭП и оборудования в работу в составе энергосистемы, предусмотренные пунктами 192 – 195 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами ввода объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы, утверждаемыми Минэнерго России в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

1. Приемо-сдаточные и пусконаладочные испытания.

Приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем должны проводиться по проектным схемам после окончания на этом оборудовании монтажных и строительных работ.

Для проведения пусконаладочных работ и опробования электрооборудования допускается включение электроустановок по проектной схеме на основании временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора.

2. Комплексное опробование.

При комплексном опробовании оборудования должна быть:

-проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации;

-проведена проверка и настройка всех систем контроля и управления, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов.

Комплексное опробование считается успешно проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного и вспомогательного оборудования в течение 72 часов, а ЛЭП – в течение 24 часов.

Дефекты, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе приемо-сдаточных и пусконаладочных испытаний, комплексного опробования электроустановок, должны быть устранены.

Таким образом, новыми ПТЭЭП-2023 регламентировано, каким документом нужно руководствоваться при проведении приемки, а также утверждены критерии успешно проведенных испытаний.

XI. Категории персонала.

В соответствии с пунктом 38 ПТЭЭП-2023 эксплуатацию электроустановок должен осуществлять электротехнический и электротехнологический персонал, который подразделяется на следующие категории:

-административно-технический персонал;

-оперативный персонал;

-оперативно-ремонтный персонал;

-ремонтный персонал;

-вспомогательный персонал.

Особое внимание следует обратить на то, что новые ПТЭЭП-2023 впервые устанавливают и закрепляют новый вид персонала – вспомогательный.

Перечни вспомогательного персонала для отдельной отрасли утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

Так, приказом Минкультуры России от 21 октября 2020 г. № 1257 «Об утверждении перечня должностей и профессий, относящихся к вспомогательному персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» установлено, что к вспомогательному персоналу относятся гардеробщик, кладовщик, кассир, грузчик и др. Или, например, приказом Россельхознадзора от 19 января 2022 г. № 55 утвержден Перечень должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно которому к вспомогательному персоналу относятся, уборщики, сварщики, электромонтеры, механики и др.

Таким образом, можно говорить о том, что в каждой отдельной отрасли есть свой вспомогательный персонал, который:

-не участвует в основной деятельности;

-не относится к административно-управленческому персоналу (юристы, бухгалтеры, секретари и пр.);

-выполняет функции по обеспечению основной деятельности (проведение ремонтных работ, уборки, обеспечение питанием, теплом и др.).

XII. Права и обязанности.

В соответствии с пунктом 41 ПТЭЭП-2023 права и обязанности руководителя потребителя – юридического лица по вопросам организации и проведения работы с персоналом могут быть переданы им в полном объеме или частично одному или нескольким иным должностным лицам потребителя (его филиала, представительства) из числа административно-технического персонала.

Обязанности должностных лиц потребителя по проведению работы с персоналом должны быть установлены организационно-распорядительным документом потребителя и указаны в должностных инструкциях и положениях о подразделениях (службах).

Таким образом, согласно требованиям ПТЭЭП-2023 перед потребителем возникает необходимость разработать и утвердить должностные инструкции и отразить обязанности должностных лиц по проведению работы с персоналом в положениях о подразделениях.

XIII. Требования к квалификации работников.

Согласно пункту 42 ПТЭЭП-2023 работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку и квалификацию, соответствующую характеру работы и выполняемым должностным обязанностям (трудовым функциям).

Таким образом, новые ПТЭЭП-2023 нормативно закрепляют запрет приема на работу в электроустановках лиц, не имеющих профессиональную подготовку и квалификацию, соответствующую выполняемым работам. Следует отметить также, что не допускается обучение неподготовленных лиц в центрах подготовки персонала уже после приема на работу.

Именно поэтому работники, занимающиеся вопросами трудоустройства, при приеме на работу электротехнического и электротехнологического персонала должны удостовериться в наличии диплома о профессиональном образовании или иного документа, подтверждающего наличие профессии по выполняемой в электроустановке трудовой функции.

XIV. Проверка знаний персонала потребителя.

В соответствии с пунктом 43 ПТЭЭП-2023 в отношении персонала потребителя должна проводиться первичная и периодическая (очередная и внеочередная) проверка знаний.

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в работе более 3 лет.

Очередная проверка знаний должна проводиться в сроки, установленные ПТЭЭП-2023 в пункте 43.

Внеочередная проверка знаний должна проводиться независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний при наличии оснований, предусмотренных пунктом 47 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 22 сентября 2020 года № 796 (далее – Правила работы с персоналом).

Согласно Правилам работы с персоналом внеочередная проверка знаний должна проводиться независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний в следующих случаях:

-по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) – при вступлении в силу (введении в действие) новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики (для работников, указанных в абзаце втором пункта 40 Правил работы с персоналом, – также в сфере теплоснабжения), знание которых обязательно по должности; в указанном случае осуществляется проверка знаний в отношении новых требований указанных отраслевых актов;

-при переводе работника на новую должность (для рабочих – на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника по новой должности (рабочему месту) требуют дополнительных знаний отраслевых актов и инструктивно-технических документов;

-при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников; в указанном случае осуществляется проверка знаний требований, связанных с такими изменениями;

-по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;

-если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с работниками организации или на принадлежащих организации объектах электроэнергетики;

-на основании предписания, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам осуществления в отношении организации федерального государственного энергетического надзора;

-при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.

Таким образом, внеочередная проверка знаний работников требуется при вводе в эксплуатацию нового оборудования, а также во всех случаях изменения технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников, связанных с такими изменениями.

XV. Требования к электросварочным установкам.

Согласно требованиям пункта 54 ПТЭЭП-2023 переносная (передвижная) электросварочная установка должна располагаться на таком расстоянии от коммутационного аппарата, чтобы длина соединяющего их гибкого кабеля была не более 15 м, если иное расстояние не установлено организацией-изготовителем оборудования.

Указанное требование не относится к питанию электросварочных установок по троллейной системе и к тем случаям, когда иная длина предусмотрена конструкцией в соответствии с техническими условиями организации-изготовителя на электросварочную установку. Передвижные электросварочные установки на время их передвижения должны отсоединяться от сети.

Таким образом, согласно требованиям новых ПТЭЭП-2023 при эксплуатации электросварочных установок необходимо прежде всего руководствоваться указаниями завода-изготовителя.

В соответствии с пунктом 55 ПТЭЭП-2023 все электросварочные установки с источниками переменного и постоянного тока, предназначенные для сварки в особо опасных условиях, определяемых в соответствии с пунктом 48 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работу, утвержденных приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 г. № 884н, должны быть оснащены устройствами автоматического отключения напряжения холостого хода при разрыве сварочной цепи или его ограничения до безопасного в таких условиях значения. У потребителей в отношении указанных электросварочных установок должны быть в наличии технические паспорта и производственные инструкции по эксплуатации.

В связи с этим перед потребителем стоит задача разработки производственных инструкций в отношении электросварочных установок для дуговой сварки постоянного и переменного тока, предназначенных для сварки в особо опасных условиях.

XVI. Контроль качества охлаждающей воды.

Согласно пункту 65 ПТЭЭП-2023 контроль качества охлаждающей воды должен осуществляться в соответствии с требованиями производственных инструкций, утвержденных потребителем, с соблюдением установленной ими периодичности контроля.

В связи с этим потребителю необходимо обеспечить наличие производственных инструкций, в которых будут установлены сроки контроля качества охлаждающей воды.

XVII. Контроль качества масла.

Согласно пункту 74 ПТЭЭП-2023 контроль качества масла в трансформаторе и масляных выключателях, испытание масла на электрическую прочность, проверка контактов в переключателях, трансформаторах и масляных выключателях должны проводиться персоналом потребителя в сроки, установленные организационно-распорядительными документами ответственного за электрохозяйство и (или) производственными инструкциями, утвержденными потребителем, но не реже, чем это предусмотрено для такого вида оборудования и электроустановок Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

XVIII. Требования к плазменно-дуговым и электронно-лучевым установкам.

Согласно пункту 80 ПТЭЭП-2023 плазменно-дуговые и электронно-лучевые установки должны быть оборудованы следующими блокировками:

-электрической, отключающей масляные выключатели при открывании дверок, ограждений блоков и помещения электрооборудования (замки электрической блокировки);

-механической блокировкой приводов разъединителей, допускающей открывание дверок камер масляного выключателя, а также разъединителей выпрямителя и блока накала при отключенном положении разъединителей.

XIX. Требования к установкам высокой частоты.

Согласно пункту 93 ПТЭЭП-2023 к установкам высокой частоты относятся электроустановки, используемые для термообработки материалов (металлов – при индукционном нагреве, непроводящих материалов – в электрическом поле конденсаторов) и их ультразвуковой обработки.

XX. Требования к электродным котлам.

Согласно пункту 100 ПТЭЭП-2023 при эксплуатации электродных котлов должно быть обеспечено постоянное дежурство обслуживающего его персонала. Работа электродных котлов без постоянного дежурства персонала допускается при наличии устройств автоматического и (или) дистанционного управления, обеспечивающих ведение нормального режима работы электродных котлов автоматически или с пульта управления и возможность остановки электродных котлов с пульта управления, а также при наличии защиты, обеспечивающей остановку котла при нарушении режимов работы с подачей сигнала на пульт управления.