Контрольно-надзорные органы вовсю осваивают так называемого “Цифрового инспектора”. Это система промышленного “интернета вещей”, призванная помочь проводить проверки: собирать и анализировать данные об объектах надзора, передавать их в режиме онлайн надзорным органам, давать указания инспекторам.

Давайте разберемся в нашей статье:

  1. что представляет собой эта система и как она работает,
  2. для каких целей она создана,
  3. каким образом эта инициатива поддерживается со стороны государства, и как происходит ее реализация.

О чем речь

Умная система состоит из датчиков, средств передачи данных и аналитических инструментов, обрабатывающих информацию. Передача данных в надзорные ведомства должна происходить в режиме онлайн, способствуя снижению количества выездных проверочных мероприятий, более эффективному отслеживанию нарушений, а также исключению злоупотребления ревизорами при проверках.

Во время же очных проверок инспектора будут работать с планшетами и смартфонами, на которых установлено специальное программное обеспечение. Программы проведут сверку чек-листов и уберут из них устаревшие или дублирующие друг друга пункты.

Все решения по цифровизации работы контрольно-надзорных органов будут собраны на платформе «Цифровой инспектор». Она должна помочь контролерам эффективнее взаимодействовать и с теми, кого они проверяют, и друг с другом.

История вопроса

Реализация «Цифрового инспектора» координируется с национальным проектом «Цифровая экономика» и осуществляется в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Программа, в свою очередь, реализуется на площадке Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам с декабря 2016 года по 2025 год включительно.

Цель программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность, повысить качество управления контрольно-надзорными функциями, уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и размер материального ущерба.

В рамках программы планируется:

  1. перейти на риск-ориентированный подход с фокусировкой на проверки там, где выше риски для безопасности граждан,
  2. создать систему оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности,
  3. усилить профилактику нарушений,
  4. систематизировать обязательные требования, которые проверяют инспекторы,
  5. усовершенствовать кадровую политику,
  6. противодействовать коррупционным проявлениям,
  7. провести информатизацию госконтроля и повысить качество надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Значительный упор делается на использование информационных технологий. Программа включает в себя создание единой информационной среды, которая должна предоставить интерфейсы для всех участников деятельности – бизнес, контрольные органы и общественный контроль, Минэкономразвития.

Облачное решение

Одним из первых шагов на пути к информатизации надзорных функций стало утверждение положения о типовом облачном решении в апреле 2018 года (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2018 г. № 482 “О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»).

Его оператор – Минкомсвязи. Решение должно автоматические формировать реестры проверяемых объектов и планы мероприятий по ним, присваивать категории риска, взаимодействовать с другими государственными информационными системами.

Согласно постановлению, Минкомсвязи должно обеспечить реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации системы до 31 декабря 2019 года.

Что происходит на практике

Некоторые ведомства уже активно тестируют умные системы. Например, Росприроднадзор установил датчики выбросов в атмосферу на нескольких промышленных предприятиях.

А 1 января вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в соответствии с 252-ФЗ. Владельцы объектов первой категории опасности обязаны устанавливать систему автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ. Мера позволяет осуществлять госконтроль за соблюдением природоохранного законодательства в режиме онлайн – без выездов на предприятия.

Комплекс автоматического контроля выбросов должен устанавливаться на все стационарные источники выбросов, фиксировать все показатели загрязнения атмосферы, хранить информацию и оперативно передавать ее в реестр Росприроднадзора. Каждый случай несанкционированного выброса подлежит регистрации в реестре.

МЧС тестирует мобильные приложения для контролеров в пилотном режиме. Ведомством разработана автоматизированная аналитическая система, в результате полномасштабного внедрения которой значительно сократится время проведения проверок, повысится их результативность и уровень прозрачности.

В основу «умного надзора» легла система межведомственного электронного взаимодействия на базе имеющихся информационных систем надзорных органов. В личном кабинете должностного лица станут доступны электронные паспорта проверок и проверочные листы. В общую базу будут вноситься сведения об объекте защиты, история его проверок надзорными органами и исполненные предписания.

По словам Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Игоря Кобзева, «умный надзор» находится на стадии ввода в опытную эксплуатацию. В качестве тестовой площадки выбрано Главное управление МЧС России по Московской области.

Похожее решение тестирует и Роструд. Федеральная таможенная служба автоматические подбирает проверяемых по результатам анализа таможенного декларирования товаров и данных. А у ФНС есть система, которая помогает подбирать объекты проверок с помощью уровней налоговых рисков.

Росрыболовство занимается разработкой и внедрением схожей системы анализа данных – «Рыбоохрана». Система будет содержать информацию об административных правонарушениях и составленных протоколах, о рыбоохранных рейдах, планах и результатах проверок.

comments powered by HyperComments