Повезёт или нет? Новая попытка сделать рынок такси более безопасным

Повезёт или нет? Новая попытка сделать рынок такси более безопасным

icon 04.07.2019
icon Новое в законодательстве

Госдума намерена принять закон о регулировании работы сферы такси, вступление в силу которого планируется уже в этом году.

Законопроект направлен на повышение безопасности пассажиров и в целом призван навести порядок в сфере такси – четко разграничить функции и правила допуска всех участников рынка, включая агрегаторов такси.

Подробнее поговорим в нашей статье о том:

  1. какие проблемы обусловили появление данной законодательной инициативы,
  2. что сейчас представляет собой рынок такси и какую роль в нем занимают компании-агрегаторы,
  3. какую опасность несет деятельность этих компаний и почему,
  4. как регламентируется сфера такси сейчас,
  5. что за нововведения предлагают регуляторы.

Бум рынка

Рынок легкового такси в России в последние годы переживает настоящий взрыв. Согласно исследованию BusinesStat, только за последние пять лет оборот рынка увеличился более чем в два раза, составив 633 миллиарда рублей в 2018 году.

С ростом спроса увеличилось число водителей, обострилась конкуренция между перевозчиками, уменьшилась средняя стоимость поездки. Драйвером развития, безусловно, стали компании-агрегаторы.

Если раньше мы чаще всего заказывали такси по телефону через службу диспетчеров или «ловили» попутку на дороге, то сейчас уже невозможно представить владельца смартфона без «Яндекс.Такси», Gett, Uber или еще какого-нибудь приложения.

О чем речь

Агрегаторы – это IT-компании, которые служат посредником между водителем и пассажиром. Таксисты и клиенты устанавливают на смартфон специальное приложение, с помощью которого пассажиры делают заказ, а водитель его принимает. Собственных автомобилей у агрегатора нет – он передает заказы таксопаркам, компаниям-перевозчикам, ИП и зарабатывает на комиссии. Если у частного водителя нет ИП, то он может «подключиться» к агрегатору через партнера, который также берет свою комиссию от цены поездки (в среднем это 5%).

Таксомоторным компаниям полного цикла конкурировать с агрегаторами стало гораздо сложнее. Ведь последние могут значительно снижать цены из-за отсутствия издержек на содержание в хорошем состоянии собственного парка машин, подбор штатных водителей, которые, кстати, в традиционных компаниях такси в обязательном порядке проходят предрейсовые медосмотры, контролируются также их опыт и компетентность.

В правовом поле на данный момент деятельность агрегаторов никак не регулируется, что связано с различными опасностями как для пассажиров, так и для водителей.

Зачем нужен новый закон

Агрегаторы, конкурируя между собой, снижают стоимость поездок, чтобы получить клиента. Это отражается на конечной плате за поездку водителю – иногда ездить совсем не выгодно, а если отказаться, будут выставлены штрафы. Водители также часто жалуются, что комиссия, которую забирает агрегатор, необоснованно высокая и может доходить до 30%.

Чтобы заработать больше, шоферы регистрируются сразу в нескольких приложениях и работают гораздо больше часов, чем указано в нормах Трудового кодекса.

Следствием этих переработок является переутомление, которое может привести к авариям. Так, в прошлом году в Москве автомобиль въехал в толпу пешеходов на тротуаре – пострадали восемь человек. Позже водитель признался, что уснул за рулем на несколько секунд, поскольку до этого работал 20 часов без перерыва.

Такие случаи не единичны. Число ДТП в Москве с участием такси увеличилось на четверть в 2018 году по сравнению с 2017-м, по данным департамента транспорта. В прошлом году в городе произошло 764 аварии с участием такси, где были пострадавшие.

На фоне всего этого недовольство таксистов возрастает, они устраивают забастовки, пытаясь бороться за свои права и безопасность перевозок. Главные требования – законодательное ограничение отчислений агрегаторам и обоснованное ценообразование. Среди прочего также – контроль за водителями и автомобилями в целях безопасности. Ведь агрегаторы не смотрят на состояние автотранспорта и не следят за квалификацией водителей в отличие от таксопарков.

Как регулируется сфера такси сейчас

На сегодняшний день деятельность легкового такси регулируется несколькими документами. В первую очередь, это Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 21.04.2011 № 69-ФЗ, положения которого корректируют некоторые правила перевозок.

Также существуют Правила перевозок пассажиров и багажа (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112) и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Безусловно, ни о каких агрегаторах нигде речи не идет. А потребность в регулировании таких компаний и в целом рынка такси, как мы видим, уже давно назрела.

Новый законопроект: что нас ждет

Прежде всего, будет определен статус агрегатора как компании, которая оказывает только информационные услуги при создании заказа. Поэтому она не сможет больше формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей. Планируется создание единой методики расчета стоимости такси для регионов. Министерство транспорта совместно с Федеральной антимонопольной службой должны будут ее разработать.

Оператор теперь будет забирать себе не более 2-3% от стоимости заказа, а не 20-30%, как происходит сейчас. Средняя зарплата водителя не будет опускаться ниже определенного уровня в каждом конкретном регионе. Посредством автоматизированной системы налоговая служба будет отслеживать оплату пассажирами своих поездок.

Законопроект также устанавливает обязательный контроль за режимом труда и отдыха водителей. Машины такси будут оборудованы системой ГЛОНАСС, которая позволит контролировать маршрут водителя. Оператор такси будет обязан отправлять месячный график работы таксиста в единую систему в регионе. У каждого водителя появится персональная карта, фиксирующая его работу за рулем. И как только он выработает норму часов, больше не сможет получать заказы. Карта не позволит бегать от одного перевозчика к другому и работать сверх нормы.

Кроме того, предполагается введение запрета на работу на машинах старше семи лет. Вся информация, включая срок эксплуатации машины, будет размещена на бортах передней части автомобиля.

Планируется регламентировать и требования к квалификации водителей – законодатели обсуждают, какие курсы и программы обучения они должны проходить в зависимости от региона.

Агрегаторами не смогут быть иностранные компании – только юридические лица и только российские компании с российским капиталом. А водителями смогут стать только лица с российским гражданством.

Пока это только проект закона. Однако законодатели настроены решительно и собираются не откладывать следующие рассмотрения и утверждение закона в долгий ящик, ведь в планах, чтобы он заработал уже в этом году.

В Госдуму и ранее вносились проекты о регулировании сферы такси, однако новый закон призван максимально конкретизировать функции всех участников процесса и разграничить зоны ответственности.

Мы надеемся, что инициатива поможет сделать услуги такси более безопасными для всех сторон.

С полным текстом законопроекта № 481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси» можно ознакомиться по ссылке